«Истринские Вести» продолжают публикацию материалов «круглого стола», посвящённого преобразованию муниципальных районов в городские округа
О юридических аспектах изменения формы организации местного самоуправления в муниципалитетах Подмосковья рассказывает председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы Александр Наумов.
«В последние десятилетия местное самоуправление претерпело значительную трансформацию. В Московской области до 1991 года было 38 районов, 27 городов областного подчинения и три ЗАТО, а после 1991 – 74. Серьезная реформа МСУ прошла в 2003 в связи с принятием закона №131-ФЗ о местном самоуправлении.
В ходе реализации 131-го закона число муниципальных образований в России выросло более чем в два раза. Только в Подмосковье появились 307 новых муниципальных образований, а их общее число в регионе достигло 381, что сопоставимо с количеством муниципалитетов в Великобритании, территория которой значительно больше территории Московской области. А, например, в Дании, которая сравнима по территории и населению с Московской областью, всего 98 муниципалитетов.
Эксперты предупреждали об опасности децентрализации и увеличении числа муниципальных служащих, так и случилось. Возникла нагрузка на бюджеты поселений, возникли конфликты между поселениями и райцентрами или между поселениями. Ситуация в ряде муниципальных образований Подмосковья, таких как Балашиха, Домодедово, Химки, показала, что не стоит разрушать устоявшиеся связи, но так как закон №131-ФЗ не позволял сохранить эти связи, то было принято решение об образовании городских округов.
Замечу, что сейчас и Балашиха, и Домодедово, и Химки являются лидерами по многим направлениям экономического развития. Наши оппоненты говорят, что в городских округах не развивается сельское хозяйство. Однако пример городского округа Домодедово свидетельствует об обратном. По производству молока Домодедово дает 9 процентов от совокупного объема производства этого продукта в области. Это серьезно и существенно.
В Московской области были предприняты шаги, чтобы повысить эффективность МСУ и снизить число чиновников. Ведь по данным на 2014 год у нас 187 поселений являлись дотационными, 122 из них имели дотации более 50 процентов, а 83 поселения были дотационными «на все сто». Поэтому после внесения в 2014 и 2015 годах изменений в закон №131-ФЗ ряд муниципалитетов региона был преобразован в городские округа. Этот процесс продолжается и включает несколько этапов.
На первом этапе формируется соответствующая инициатива, которая может исходить от жителей, от главы, от Советов депутатов муниципальных образований. Советы депутатов всех поселений должны рассмотреть ее и дать согласие на объединение территорий, входящих в состав муниципального района, а также назначить дату публичных слушаний.
Отмечу, что согласование с жителями всех поселений курса на преобразование района в городской округ – обязательное условие. Все изменения нужно проводить при широком обсуждении муниципальных сообществ, что особо подчеркнул губернатор Андрей Воробьёв.
Эту ситуацию прокомментировал и глава Бужаровского поселения Александр Айрапетов:
– Изначально идею эту (по объединению районов в городские округа – прим. ред.) выдвинул губернатор. И мы его поддерживаем, поэтому приняли с Советом депутатов соответствующее решение. Процесс преобразования позволит району вздохнуть свободнее, так как «лишние» деньги из бюджетов профицитных поселений не будут уходить в область, как это происходит сегодня даже в нашем Бужаровском поселении. В этом году мы отправили в область порядка 80 млн руб. На будущий год при бюджете в 300 млн руб. мы должны будем 180 млн руб. отправить в область, а 120 млн руб. останется нам.
По большому счету, мы возвращаемся к старой системе управления. Той, какой она была чуть больше 10 лет назад, до вступления в силу №131-ФЗ о местном самоуправлении. Европейская система нам не совсем подходит. Ответ на вопрос «почему?» очевиден. В Букарёвском поселении просто не из чего формировать бюджет, поэтому поселение «дефицитное».
Допустим, мой ребёнок едет к бабушке и играет там на старых детских площадках. В Бужаровском поселении площадки новые, в Букарёвском – старые, но их администрация физически не может «прыгнуть выше головы», так как денег в бюджете нет. Но не должно быть такого, чтобы жители Букарёвского поселения были в чем-то ущемлены. Они такие же жители нашего района. В случае, если весь район станет городским округом, излишки мы будем отправлять не в область, а в район, где они будут перераспределяться поселениям с дефицитными бюджетами.
Елена СОЛДАТОВА,
фото Елизаветы КЛУШИНОЙ